Close

(8142) 59-43-33 приемная
(8142) 33-03-83 диспетчерская
muppes_ptz@mail.ru

История парка Железнодорожников

История парка Железнодорожников

После Октябрьской революции в числе других «царских праздников» был отменён и День железнодорожника. К подготовке празднования Всесоюзного Сталинского дня железнодорожников в 1937 г. петрозаводские железнодорожники подошли основательно. Встал вопрос о месте проведения торжественных мероприятий. В это время на территории железнодорожного поселка, а также в районе ст. Петрозаводск не было подготовленных открытых площадок, способных вместить большое количество людей, а также позволяющих разместить сцену для выступления руководителей, трудящихся и творческих коллективов. Предложение о проведении мероприятий на площади перед зданием вокзала не было принято, так как создавало помехи для прибытия и отправления пассажиров, да и сами размеры площади, которая скорей являлась частью проезжей части, чем площадью, не позволяли полноценно организовать торжества. Единственной полноценной подходящей площадкой было признано так называемое немецкое кладбище, в районе паровозного депо, захоронения на котором продолжались вплоть до начала 1930-х.

В отличие от других «немецких» кладбищ, имеющихся в Петрозаводске в районе Крестовоздвиженской и Екатерининской церквей, это стало называться Новым. Разбито оно было в 1893 г. на третьей версте Петербургского почтового тракта против часовни Иоанна Крестителя, в месте безлюдном, вдали от жилья, на высокой террасе, среди густого соснового леса. Формально кладбище находилось в ведении евангелическо-лютеранского прихода, но захоронения там совершали в основном две конфессии — лютеранская и католическая. Верующие римско-католического исповедания появились в Петрозаводске в связи со ссылкой в «подстоличную Сибирь» поляков после подавления их восстания в 1864 г. В 1915 г. до Петрозаводска наконец дошло строительство Олонецкой, а затем и Мурманской железной дороги, трасса которой прошла в непосредственной близости от Нового немецкого кладбища, попавшего таким образом в полосу отчуждения и под юрисдикцию железнодорожного ведомства. Известно, что на строительстве железной дороги использовались в большом количестве австро-венгерские военнопленные, а также завербованные в 1916 г. 10 тысяч китайских рабочих. Смертность на дорожных работах была высокой, поэтому умершие китайцы, турки, чехи, венгры, немцы и австрийцы из района строительства, примыкавшего к станции Петрозаводск, также нашли свой последний приют на Новом немецком кладбище.К середине 1930-х годов кладбище оказалось в центре активно разросшегося жилого поселка железнодорожников Кировской магистрали. Рядом с кладбищем была построена крупная водонапорная башня для снабжения в первую очередь паровозного депо, а также жилых домов железнодорожников рядом со станцией.

Ворота входа в сад отдыха железнодорожников. 1 октября 1941 г.

Как уже было выше описано территория нового немецкого кладбища была признана единственно подходящей для организации сада отдыха, первым серьезным мероприятием в котором предполагалось провести празднование 30 июля 1937 г. Всесоюзного Сталинского дня железнодорожников в Петрозаводске. Организация не просто площадки для торжества, а именно полноценного сада отдыха, совпало по времени с общей тенденцией по всей стране, когда крупные предприятия и организации строили подобные сады и парки.

Танцевальная площадка в саду отдыха железнодорожников. 3 октября 1941 г.

 К маю 1937 г. на кладбище была завершена работа по демонтажу надгробий, вскрытию могил, эксгумации останков и переносу их на другие кладбища Петрозаводска. При этом большинство историков и специалистов, изучавших этот вопрос, как правило единогласны в мнении, что часть могил просто сровняли с землей, без переноса захоронений. К сожалению, в то сложное и противоречивое время подобная практика обращения с кладбищами имела широкое распространение в СССР. Подтвердить или опровергнуть эту информацию сейчас практически невозможно, так как архивных документов по данному вопросу не сохранилось, но опросы ветеранов-железнодорожников, проведенные в начале 1990-х годов, подтверждают, что производилось именно перезахоронение останков. Таким образом, версия об устройстве «парка на могилах», не выдерживает критики и не имеет никакого исторического и документального подтверждения.

После завершения работ по планировке участка, приступили к его благоустройству. Были разбиты газоны и клумбы, устроен фонтан, установлены типовые скульптурные композиции. Эти работы проводились силами работников железнодорожного узла в рамках проведения регулярных субботников. В саду отдыха был установлен бюст народного комиссара путей сообщения (с 28 февраля1935 по 22 августа1937 г.) Лазаря Моисеевича Кагановича.

«Железный нарком» — народный комиссар путей сообщения Л. М. Каганович

Паровозному депо ст. Петрозаводск, как самому крупному предприятию узла, имеющего необходимых специалистов, было поручено строительство забора вокруг сада отдыха, входных ворот, а также сцены и танцевальной площадки. Депо выделило для выполнения этой задачи большую группу работников, костяк которой составляли квалифицированные плотники, а также необходимые строительные материалы. В сжатые сроки были построены красивый высокий забор, арочный вход в парк, а также сцена и танцевальная площадка оригинальной конструкции.

Качели в саду отдыха железнодорожников. На заднем плане водонапорная башня. 3 октября 1941 г.

30 июля 1937 г. в новом саду отдыха, который в народе сразу назвали садом отдыха железнодорожников (с 1960-х годов – парк отдыха железнодорожников) состоялось торжественное празднование Всесоюзного Сталинского дня железнодорожников. Играл духовой оркестр, выступали творческие коллективы, на сцену поднимались передовики производства, среди которых конечно было и много работников Петрозаводского паровозного депо, которое внесло значительный вклад в строительство и организацию этого благоустроенного места досуга и отдыха. В завершении праздничного дня в саду были танцы.

Сад отдыха быстро стал любимым местом проведения свободного времени в среде петрозаводских железнодорожников, за ним ухаживали и постоянно развивали. При этом вход в сад отдыха был платным, за исключением дней крупных торжеств (касса располагалась на входе в сад отдыха).

Скульптуры в саду отдыха железнодорожников. 3 октября 1941 г.

 В 1938 г. рядом с садом отдыха железнодорожников будет закончено строительство стадиона «Локомотив», который исчезнет в 1954 г., так как по месту его расположения пройдет новая улица Привокзальная (ныне улица Шотмана) от старого до нового вокзала, открывшегося в 1955 г. Работники паровозного депо ст. Петрозаводск примут активное участие в строительстве этого стадиона. Как и в сад отдыха, вход на стадион был платным. История повторится в 1968 – 1970 гг., когда будет строится новый стадион «Локомотив», и вновь работники Петрозаводского локомотивного депо внесут значительный вклад в его сооружение и обустройство.

Стадион «Локомотив». 3 октября 1941 г. Справа – здания паровозного депо ст. Петрозаводск и вагонного участка.

В период оккупации Петрозаводска с 1941 по 1944 г. финнами на месте сада отдыха железнодорожников, было вновь организовано кладбище. Будут демонтированы сцена, скульптуры, надпись «Сад отдыха» над входной аркой. В июне 1944 г., незадолго до оставления города, финские оккупанты вывезли все захоронения на территорию Финляндии отдельным поездом.

После освобождения Петрозаводска сад отдыха был восстановлен петрозаводскими железнодорожниками. Был установлен памятник И. В. Сталину и заново открыт фонтан.

На месте памятника И. В. Сталину в 1956 г. будет установлен памятник В. И. Ленину, который в свою очередь в период строительства нового дома культуры и реконструкции парка временно в начале 1960-х годов будет перенесен в Петрозаводское локомотивное депо, где в итоге и останется постоянно. К сожалению, в начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, памятник В. И. Ленину на территории депо был демонтирован.

Сад железнодорожников Петрозаводска. 1950 г.

В 1959 г. была проведена первая реконструкция сада отдыха железнодорожников, в ходе которой укрепили земляные склоны в сторону Первомайского проспекта, высадили новые породы деревьев и кустарников, выполнили планировочные работы с целью недопущения скопления дождевых осадков на центральной площадке и на прогулочных дорожках.

В 1966 г. рядом с садом, который уже стал называться парком, открыл свои двери новый дом культуры железнодорожников, построенный по проекту архитектора АдалевойЭльвины Борисовны. Этот период принято считать второй реконструкцией сада (парка) железнодорожников, в ходе которой будет демонтирован деревянный забор вокруг территории сада с входными арочными воротами, уцелевший в годы оккупации. Также в 1966 г. построен новый фонтан и смонтировано новое освещение территории.

В последующие годы Парк железнодорожников был любимым местом отдыха жителей района, в нем регулярно проводились различные праздничные мероприятия. Парк считался одним из красивейших и благоустроенных на территории города, на его территории высаживались редкие породы деревьев и кустарников, многие из которых занесены в Красную книгу (часть из них сохранилась и сейчас).

1990-х годов парк железнодорожников постепенно стал приходить в запустение. Петрозаводские железнодорожники фактически перестали за ним ухаживать, за исключением редких субботников.

До 2003 г. территория парка железнодорожников входила в полосу отвода Октябрьской железной дороги и находилась на балансе Петрозаводского отделения дороги. При образовании ОАО «Российские железные дороги» с 01.10.2003 г. данный земельный участок в уставной капитал ОАО «РЖД» не вошел и с этого момента отношения к железнодорожному транспорту более не имел. Железнодорожники окончательно перестали заниматься обслуживанием этого парка. Быстро пришли в негодность оставшиеся парковые скамейки, а от фонтана остались лишь фрагменты фундамента, окончательно исчезнувшие в 2004-2005 гг.

С 2003 г. парк становился все более запущенным. Сначала были разбиты лампы в светильниках паркового освещения, а затем охотниками за металлами были срезаны провода на опорах. Петрозаводская дистанция электроснабжения (ЭЧ-8) ОАО «РЖД», на балансе которой формально продолжали оставаться уничтоженные сети наружного освещения, не стала проводить восстановительные работы, а затем сети были списаны с баланса. На долгие годы территория парка железнодорожников лишилась наружного освещения и в вечернее и ночное время погружалась во тьму.

В октябре 2011 г. неизвестные развесили в петрозаводском парке железнодорожников транспаранты «Включите свет!». Видимо, горожане устали ходить по тёмному парку, где освещение к этому времени не работало уже более 10 лет.

С 2003 по 2015 гг. земельный участок, на котором располагалась территория бывшего парка железнодорожников находилась в федеральной собственности. Всамом центре города образовался никому не нужный участок площадью более 5 гектаров.

И только в 2015 г. после многочисленных обращений неравнодушных жителей района, данный земельный участок из федеральной собственности был передан на баланс Петрозаводского городского округа.

Историческая справка предоставлена Геннадием Александровичем Лаптевым.